Форумы
Правовая помощь в Узбекистане :: Форумы :: Открытый Форум адвокатов Узбекистана :: Новости налогового комитета. |
|
<< Предыдущая тема | Следующая тема >> |
НДФЛ удерживается у источника выплаты |
Модераторы: Администратор
|
Автор | Добавил | ||
eva |
| ||
ID пользователя #15 Зарегистрирован: Вт авг 26 2008, 04:10Сообщений: 28 | В феврале 2016г. мы были осчастливлены «новым» видом налога, который изобрели наши налоговики. Теперь, приобретая сельхозпродукцию на рынках республики, на деньги полученные из банка на закуп продуктов питания, мы должны оплатить подоходный налог за того фермера или частного предпринимателя, который нам продал свою продукцию. Я бы хотела услышать мнение бухгалтеров компаний, которые попали под такой прессинг. | ||
Наверх | | ||
Администратор |
| ||
Администратор ID пользователя #1 Зарегистрирован: Пт июн 06 2008, 02:30Сообщений: 25 | Гузаль ИСЛАМОВА, эксперт «Нормы» считает: Согласно Правилам организации торговой деятельности на рынках в Республике Узбекистан1 продажа сельхозпродукции на рынке осуществляется физическими и юридическими лицами. Так как вопрос касается начисления НДФЛ, то нас интересуют физлица, торгующие на рынке. Их можно поделить на три категории. Первая – физлица, у которых есть свидетельство о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). При покупке у ИП, вопросов, связанных с удержанием НДФЛ, не возникает, так как он уплачивает фиксированный налог. Данная норма установлена статьей 169 НК: «не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности, которые облагаются фиксированным налогом в соответствии с главой 58 НК». Но и купить у частного предпринимателя за наличный расчет предприятие общепита, являющееся юрлицом, не может. Согласно Правилам розничной торговли в Республике Узбекистан2 розничная торговля – это осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающей реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления, без права использования его в коммерческих целях. Правила, предусматривающего возможность расчета наличными денежными средствами с юрлицом в рамках осуществления розничной торговли, нет. Вторая – это дехкане (члены дехканского хозяйства). Что такое дехканское хозяйство (дехканин)? Это семейное мелкотоварное хозяйство, осуществляющее производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе личного труда членов семьи на приусадебном земельном участке, предоставленном главе семьи в пожизненное наследуемое владение. Следует отметить, что деятельность дехканского хозяйства (дехканина) относится к предпринимательской деятельности и может осуществляться как с образованием, так и без образования юридического лица (Закон «О дехканском хозяйстве»). Вне зависимости от того осуществляется ли деятельность с образованием юрлица или нет, дехканское хозяйство (дехканин) подлежит регистрации в установленном законодательством порядке. При этом регистрирующий орган требует от заявителя копию решения хокима района о предоставлении земельного участка3. Дехканское хозяйство (дехканин) получает свидетельство о госрегистрации. Исходя из вышеизложенного, являясь субъектом предпринимательской деятельности, дехканское хозяйство (дехканин) уплачивает налоги, установленные в статье 383 НК и не является плательщиком НДФЛ по доходам, полученным от реализации сельхозпродукции собственного производства. Третья категория – это физлица, реализующие сельскохозяйственную продукцию собственного производства. Они должны иметь справку установленной формы, выданную соответствующим органом госвласти на местах (или органом самоуправления граждан, правлением садово-виноградарского или огороднического товарищества), подтверждающую, что реализуемая продукция произведена физлицом на выделенном ему или членам его семьи земельном участке. Форма справки приведена в приложении к Правилам организации торговой деятельности на рынках в Республике Узбекистан4. В справке в обязательном порядке указывается адрес постоянного места жительства физлица, местоположение и площадь земельного участка, наименование и объем возможной реализации за год сельхозпродукции собственного производства. В соответствии со статьей 385 НК вышеуказанные физлица, осуществляющие продажу товаров, изделий и продуктов сельского хозяйства на рынках, уплачивают разовый сбор, представляющий собой фиксированный платеж, взимаемый за каждый день торговли с каждого места для продажи или за каждую единицу товара, изделия, поголовья скота. Может быть, НДФЛ необходимо удерживать с доходов физлиц, реализующих сельхозпродукцию собственного производства? Налоговый кодекс также дает четкий ответ на этот вопрос. Статьей 178 НК доходы от продажи животных (скота, птицы, пушных и других зверей, рыб и других) в живом виде и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде, продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства в натуральном и переработанном виде отнесены к прочим доходам, облагаемым у источника выплат. Однако статьей 179 НК предоставлена льгота в виде освобождения от налогообложения доходов физлиц реализующих указанную продукцию, кроме промышленной переработки продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства в натуральном и переработанном виде. Льгота может быть применена с условием наличия у физлица справки, выданной соответствующим органом госвласти на местах, органом самоуправления граждан, правлением садового, виноградарского или огороднического товарищества, подтверждающего, что реализованная продукция произведена налогоплательщиком на выделенном ему или членам его семьи земельном участке. Именно эта справка предоставляется физлицом при получении места на рынке для осуществления торговли, без нее продавать свою сельхозпродукцию это лицо не сможет. Возникает еще один вопрос – должен ли требовать представитель общепитовского предприятия у продавцов на рынке подтверждающие документы (свидетельство о регистрации дехканского хозяйства или справку о том, что сельхозпродукция произведена в личном подсобном хозяйстве)? Ни в налоговом кодексе, ни в каком-либо ином правовом акте этого требования нет. Законодатель исходил из того, что без этих документов физлицо не может торговать на рынке, т.к. установлено обязательство по их предоставлению в администрацию рынка. После закупки сельхозпродукции у физлица за наличный расчет на рынке предприятие общепита должно оформить соответствующие документы. Их оформление преследует две цели: - подтверждение целевого использования наличных денежных средств и контроль действий подотчетного лица, которому выдали средства из кассы для приобретения продуктов; - возможность подтвердить приобретение продуктов на рынке у физлица, официально получившего разрешение на осуществление торговли (а соответственно, представившему администрации рынка необходимую справку или свидетельство индивидуального предпринимателя). Форма документов, которые составляются после закупки, не установлена. В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, предприятие имеет право утвердить форму первичного документа учетной политикой. На практике предприятия общественного питания составляют закупочный акт. В нем обязательно указываются паспортные данные продавца продукции, место его проживания, название и месторасположение рынка. На основании утвержденного закупочного акта составляется авансовый отчет, по которому лицо, осуществляющее закупку, возвращает неиспользованную подотчетную сумму. И еще одно очень важное замечание. В соответствии со статьей 187 НК, юрлицо, выплачивающее физлицу доходы, обязано в течение 30 дней после окончания налогового периода представлять в органы налоговой службы справку по установленной форме о физлицах, получивших доходы не по месту основной работы. Если предприятие общепита не отразило суммы выплаченного дохода в отчетности и не представило сведений о физлицах, получивших доходы не по основному месту работы, то это повлечет наложение административного штрафа согласно статье 175 КоАО в размере от 1 до 3 МРЗП. Подробнее: http://www.norma.uz/vopros_nedeli/s_selhozproizvoditeley_ndfl_uje_uderjan | ||
Наверх | | ||
eva |
| ||
ID пользователя #15 Зарегистрирован: Вт авг 26 2008, 04:10Сообщений: 28 | Я не согласна с мнением эксперта Нормы. Согласно требованию ГНИ Мирзо-Улугбекского района от 18.02.2016г. об удержании подоходного налога с физических лиц у источника выплат, в связи с приобретением нашим Негосударственным Образовательным Учреждением сельхозпродукции на рынках г.Ташкента, за наличные средства, полученные из банка для организации питания в детском саду и общеобразовательной школе считаем, что данное требование противоречит Закону, так как ст.185 НКРУз гласит, что налогообложение у источника выплаты производится налоговыми агентами, наша организация не является налоговым агентом и не имеет права кого либо и как либо облагать налогами, а также уплачивать налоги за кого либо. Подоходный налог, согласно бухучету удерживается с каждого работающего на нашем предприятии сотрудника персонально. Каким образом, мы должны удерживать подоходный налог со всех тех фермеров и частных предпринимателей, у которых мы приобретали сельхозпродукцию, и соответственно как мы должны это отразить в налоговой отчетности? Обязанность осуществлять контроль за деятельностью и соблюдением финансово-налоговой дисциплины фермерами и частными предпринимателями, торгующих на рынках, ложится на налоговые службы и администрацию рынков /Правила организации торговой деятельностина рынках в РУз утвержденные Постановлением КМ РУзот 28.08.2012 г. N 253/ «25. Администрация рынка обязана: контролировать соблюдение продавцами и своими сотрудниками настоящих Правил и установленных правил торговли; обеспечивать взимание разового сбора при предоставлении торговых мест; контролировать своевременную уплату ежемесячной арендной платы на основании договора аренды, заключаемого между администрацией и арендатором в соответствии с законодательством; обеспечивать прием разового сбора, арендных платежей и других поступлений за оказываемые обязательные и иные услуги через кассы банка путем автоматизированного учета через банковскую систему; обеспечивать своевременное отчисление платежей в местные бюджеты, а также внебюджетные целевые фонды» Приобретая сельхозпродукцию на рынках г.Ташкента по умолчанию подразумевается, что торговлю там ведут фермеры и индивидуальные предприниматели, которые в свою очередь оплачивают подоходный налог физических лиц. И получается, что Ваше требование заставляет нас нарушать закон, подвергая доход фермера и индивидуального предпринимателя двойному налогообложению. Он уплачивает подоходный налог, и мы по Вашему требованию должны выплатить этот же налог еще раз. Действующее законодательство РУз, запрещает двойное налогообложение. Вместо того, чтобы обеспечить надежную защиту малого бизнеса и частного предпринимательства, снять преграды для нашего ускоренного развития в области образования подрастающего поколения и обеспечить более благоприятные экономические и правовые условия, а также стимулировать кардинальное повышение роли и места частной собственности в экономике, оказать содействие в ликвидации имеющихся преград и ограничений в организации предпринимательской деятельности, сотрудники налоговой инспекции в нарушении Закона изобретают новые виды налогов для нас и вынуждают к их оплате. | ||
Наверх | | ||
Гузаль ИСЛАМОВА, |
| ||
Гость | Гузаль ИСЛАМОВА, начальник отдела по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО "Norma Online". ЗАКОННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ Чтобы ответить на вопрос о наличии у налоговой инспекции законных оснований для доначисления налога на доходы физических лиц, полученных от продажи сельхозпродукции собственного производства, необходимо понять, у кого предприятие общепита покупает продукты. Согласно Правилам организации торговой деятельности на рынках в Республике Узбекистан (прил. N 1 к ПКМ от 28.08.2012 г. N 253) продажа сельхозпродукции на рынке осуществляется физическими и юридическими лицами. Так как вопрос касается начисления НДФЛ, то нас интересуют физлица. К ним относят зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и физлиц, реализующих сельхозпродукцию собственного производства при представлении документа (справки). Документ (справка) должен быть установленной формы, выдан органом госвласти на местах (или органом самоуправления граждан, правлением садово-виноградарского или огороднического товарищества) и подтверждать, что реализуемая продукция произведена физлицом на выделенном ему или членам его семьи земельном участке. В справке обязательно указываются адрес постоянного места жительства физлица, местоположение и площадь земельного участка, наименование и годовой объем возможной реализации сельхозпродукции собственного производства (прил. к Правилам). При покупке продуктов у индивидуального предпринимателя вопросов по удержанию НДФЛ не возникает, так как он уплачивает по установленной ставке фиксированный налог. Теперь о приобретении продуктов у физлиц, реализующих сельхозпродукцию собственного производства. Статьей 178 НК доходы от продажи животных (скота, птицы, пушных и прочих зверей, рыб и других) в живом виде и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде, продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства в натуральном и переработанном виде отнесены к прочим доходам, облагаемым у источника выплаты. Но статьей 179 НК предоставлена льгота в виде освобождения от налогообложения доходов физлиц, реализующих выращенных в домашнем хозяйстве животных (скот, птицу, пушных и прочих зверей, рыб и других) в живом виде и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде, кроме промышленной переработки, продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства в натуральном и переработанном виде. Льгота может быть применена с условием наличия у физлица справки, выданной соответствующим органом госвласти на местах, органом самоуправления граждан, правлением садового, виноградарского или огороднического товарищества, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена налогоплательщиком на выделенном ему или членам его семьи земельном участке. Немаловажен и тот факт, что законодательство содержит требование о ее наличии у продавца-физлица, но в нем отсутствует обязательство о наличии оригинала такой справки у покупателя-юрлица - источника выплаты. Следует знать, что аналогичную справку физлицо представляет и при получении места на рынке для осуществления торговли. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что предприятие общепита при приобретении у физлица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, продуктов собственного производства, воспользовавшись льготой, может не удерживать и не уплачивать в бюджет НДФЛ только при наличии у физлица соответствующей справки. А так как без нее физлицо не вправе торговать на рынке, тем более что законом установлено обязательство по представлению документа в администрацию рынка, то предприятие общепита не должно требовать справку у каждого продавца при приобретении у него продукции за наличный расчет. ГДЕ ЭТОТ РЫНОК, КТО ТОТ ПРОДАВЕЦ Необходимость оформления документов (закупочного акта) при приобретении продуктов за наличный расчет преследует 2 цели: во-первых, они подтверждают целевое использование наличных денег и контролируют действия подотчетного лица, которому выдали средства из кассы для приобретения продуктов; во-вторых, дают возможность подтвердить приобретение продуктов на рынке у физлица, официально получившего разрешение на осуществление торговли. Форма документа не установлена. Но в соответствии с законодательством о бухучете предприятие имеет право утвердить форму первичного документа учетной политикой. Необходимо, чтобы он соответствовал отражаемой в нем операции и имел все реквизиты, установленные статьей 9 Закона "О бухгалтерском учете": наименование предприятия (учреждения); наименование и номер документа, дату и место его составления; наименование, содержание и количественное измерение хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); личные подписи ответственных лиц. На практике предприятия общепита составляют закупочный акт. В нем обязательно указываются паспортные данные продавца продукции, место его проживания и рынок, на котором была совершена покупка. На основании утвержденного акта составляется авансовый отчет, по которому лицо, осуществляющее закупку, возвращает неиспользованную подотчетную сумму. Немаловажным фактом является то, что доходы физлиц, у которых предприятие общепита приобрело сельхозпродукцию, должны быть отражены в качестве прочих доходов в налоговой отчетности в составе налогооблагаемого дохода физлиц у источника выплаты. В форме представляемых расчетов имеются графы, в которых указываются прочие доходы, выплаченные физлицам, и суммы льгот. Если есть основания для льготирования (справка), в отчете показываем льготу, если нет - платим налог. ПОЧЕМУ ПО МАКСИМАЛЬНОЙ СТАВКЕ Доходы физического лица по реализации сельхозпродукции согласно НК относят к прочим доходам физлиц, которые облагаются у источника выплат (ст.184 НК). Если бы юридическое лицо при приобретении продуктов у любого физлица, продающего их не на рынке, удерживало НДФЛ без применения льготы, то в соответствии со статьей 185 НК это надо было бы делать по установленной ставке налога. Так как налоговая инспекция проводила доначисление в рамках камерального контроля, то она могла сопоставить только информацию и данные отчетов, которые представил хозяйствующий субъект (ст.70 НК). Если предприятие общественного питания не отражало в отчетности ни количество физлиц, ни сумму выплаченного им дохода, то ГНИ могла получить данные только от обслуживающего банка. Необходимо отметить, что получение информации от обслуживающего банка вполне законно, так как согласно статье 38 Закона "О банках и банковской деятельности" не является нарушением банковской тайны представление по запросу налоговых органов необходимых сведений об операциях предприятий для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Получив таким образом только данные о выплаченных доходах и не обладая информацией о количестве физлиц и размерах полученных ими персональных доходов, налоговая инспекция применила максимальную ставку НДФЛ. Если предприятие общепита продукцию приобретало не на рынке и у него нет необходимых справок установленной формы о наличии у продавца подсобного хозяйства, но оно обладает информацией и может доказать персональный доход каждого физлица, то доначисление НДФЛ можно рассчитать исходя из установленных ставок. Эти расчеты необходимо представить в течение 10 дней после получения требования налоговой инспекции, оформленного по итогам камерального контроля. Порядок налогообложения НДФЛ предусматривает прямую обязанность юрлиц, являющихся источником выплаты, по его исчислению, удержанию и уплате. Согласно статье 184 НК физлицо, у которого удерживается налог, не несет ответственности за правильность его исчисления и уплату. В соответствии со статьей 187 НК юрлицо - налоговый агент обязано в течение 30 дней после окончания налогового периода представлять в налоговые органы справку установленной формы о физических лицах, получивших доходы не по месту основной работы. ЧТО ДЕЛАТЬ, ПОЛУЧИВ ТАКОЕ ТРЕБОВАНИЕ Чтобы определить последовательность действий, рассмотрим разные ситуации. 1. Если ваше предприятие отражало суммы выплаченных доходов в налоговой отчетности и имеет все документы, доказывающие их получение физлицами (акты закупа на рынке либо у физлица и копии справок установленной формы), то необходимо данную информацию представить в объяснительном письме в течение 10 дней с момента получения требования. В этом случае проверить законность использования льготы налоговая инспекция сможет только в случае проведения налоговой проверки. 2. Если предприятие общепита не отражало сумму выплаченного дохода в отчетности и не представило сведения о физических лицах, получивших доходы не по основному месту работы, но обладает всеми необходимыми документами (те же акты и копии справок), на основании которых была применена льгота по НДФЛ, то это также необходимо указать в пояснении и представить перерасчеты. Так как ошибка в отчетности была обнаружена налоговым органом в рамках камерального контроля, то она повлечет наложение административного штрафа от 1 до 3 минимальных размеров заработной платы (ст.175 КоАО). 3. Если же предприятие общепита не оформляло вышеуказанные документы, не отражало данные в отчетности, то необходимо пересдать расчеты и отчетность по НДФЛ и уплатить установленную сумму налога. Следует обратить особое внимание на положение статьи 70 НК, которой определено, что в ходе камерального контроля выявляются ошибки в заполнении налоговой отчетности или противоречия между сведениями, содержащимися в представленной налоговой отчетности и имеющимися в органах государственной налоговой службы. Налогоплательщик обязан в 10-дневный срок со дня получения требования о внесении исправлений представить в порядке, предусмотренном для представления уточненной налоговой отчетности, исправленную налоговую отчетность по соответствующим налогам и другим обязательным платежам либо обоснование выявленных расхождений. Следует знать, что процедура представления документов (оригиналов или копий), подтверждающих правоту или обоснованность ответа налогоплательщика, не установлена. Материалы взяты с газеты "Норма" | ||
Наверх | | ||
Борис Николаев |
| ||
Гость | Добрый день!У меня возникла вот такого рода ситуация.Вчера пришла ко мне целая делегация в составе трех налоговых инспекторов(из их представления о себе)Первый раз налог на имущество я оплачивал 23 октября,а вчера оплатил второй раз так как квитанцию не смог предоставить(жена была просто ошарашена их заявлениями и растерявшись не посмотрела сразу в квитанции).Не буду описывать всего спектакля который был разыгран по телефону но это было именно так .вопрос у меня один,как мне перенаправить платеж на другой счет в счет уплаты налога например за землю? | ||
Наверх | | ||
Гость |
| ||
Гость | Что мне делать если в мою калитку протекает вода, а козначей и председатель ничего хотят делать; или говорят, чтоб я все делала за свой счет. Что мне делать в данный момент и куда я могу обратиться за помощью? P.S. И это уже длится не первый год. Я уже устала с ними воевать и пререкаться. | ||
Наверх | | ||